Ви використовуєте застарілий браузер. Цей та інші сайти можуть відображатися в ньому некоректно. Необхідно оновити браузер або спробувати використовувати інший.
Generation 1
Transformers Generation 1, Трансформеры Первое поколение
Онлайн просмотр сериала:
link removed - на английском
link removed - на русском (для тех, кто готов воспринимать озвучивание в духе "Утиных историй" и "Чип и Дейл спешат на помощь")
link removed - на украинском (это легендарный перевод канала ICTV, но так как сериал крутили по нему несколько раз, то было несколько версий, восстановлена только более ранняя, где качество перевода, к сожалению, хуже)
В случае с Трансформерами достаточно трудно разобраться, кого же считать их создателями. Руку приложили американцы и японцы, пожалуй, в равной степени. Да и сама идея возникла не на ровном месте.
Началось все в далеком 1972 году, когда японская компания Takara по лицензии американской компании Hasbro начала производить серию игрушек под названием Combat Joe, основанных на фигурках G.I. Joe. Ответвлением от нее стала серия 8 и 12 дюймовых фигурок Henshin Cyborg. Ну а в 1974 году в продажу поступила серия игрушек Microman, которая, по большому счету, была уменьшенной 10 см версией серии Henshin Cyborg. Более мелкий размер позволил в комплекте с фигурками Microman продавать также различные игрушечные транспортные средства и прочие дополнения. Игрушки Microman какое-то время пользовались ошеломляющим успехом в Японии.
Но уже в 1979 году страну охватила новая волна увлечения гигантскими роботами. Именно в 1979 на телеэкраны вышел мультсериал Mobile Suit Gundam, который затем получил «Anime Grand Prix» в номинации «аниме года» от журнала Animage. Спрос на игрушки Microman заметно упал, и компании Takara пришлось искать новые решения, чтобы повысить уровень продаж.
Постепенно акцент начал смещаться с гуманоидных фигурок на роботов, которые шли в комплекте с ними. Так, в 1981 Takara перезапустила серию Microman под незамысловатым новым названием New Microman. Самым интересным новшеством в New Microman стало то, что вместе с фигурками Microman теперь шли игрушечные роботы MicroRobot, которые даже могли трансформироваться в футуристические транспортные и летательные средства. Дизайн и конструкция этих роботов 1981 и 1982 очень сильно отличались от тех, что были раньше. Они были выполнены уже в стиле популярных меха мультсериалов тех лет. Кроме того, чуть раньше, а именно в 1980 году, Takara запустила в производство еще одну отдельную серию игрушек – Diaclone. Это были трансформирующиеся роботы, в комплекте с которыми шли миниатюрные фигурки пилотов (уменьшенные копии Microman размером в 1 дюйм). Причем, эти фигурки в Diaclone уже были не более чем аксессуарами к основным игрушкам.
Однако, несмотря на все эти усилия, спрос на игрушки Microman и Diaclone все равно падал. Виной тому, возможно, был упомянутый выше мультсериал Mobile Suit Gundam, который популяризовал идею реалистично выглядящих роботов, в то время как большинство игрушек Takara имело футуристический вид. Дети старшего возраста в Японии начали считать подобные игрушки чем-то детским, не серьезным. Но с выходом в 1982 году мультсериала Super Dimensional Fortress Macross, ситуация снова изменилась. Потому что в Macross удачно сочетались две концепции: гигантские роботы и реалистичные объекты, в которые эти роботы трансформировались (в частности, культовый истребитель «Валькирия»). В Takara уловили новый тренд, и уже в промежутке с 1982 по 1983 год компания запустила новые серии игрушек: Micro Change (продолжение Microman) и Car Robots (продолжение Diaclone). В серии Micro Change реалистичные объекты (например, кассеты, фотоаппарат, пистолет и т. д.) трансформировались в роботов или транспортные средства и взаимодействовали с фигурками Microman. В серии Car Robots роботы трансформировались в реалистически выглядящие машины, куда затем могли помещаться миниатюрные фигурки пилотов. Обоим этим сериям игрушек сопутствовал определенный коммерческий успех.
Следует также отметить, что в целом производители игрушек в Японии в те годы чувствовали себя напряженно, поскольку страна переживала экономический спад. Важны были экспортные рынки. У Takara уже был опыт продаж своих игрушек в США. Американская компания Mego в 70-х не без успеха продавала там серию Microman под названием Micronauts. Но в 1982 Mego Corporation начала процедуру банкротства, поэтому Takara лишилась партнера на американском рынке. Поначалу Takara пыталась продавать игрушки в США самостоятельно под брендами Diakron и Kronoform, но продажи шли вяло. К счастью, уже в 1983 году Takara подыскала себе надежного партнера в лице компании Hasbro, с которой Takara уже сотрудничала ранее. Игрушки Diaclone и MicroChange участвовали в ярмарке «Игрушки Токио». Там их увидел Джордж Дансей – глава фирмы Hasbro, после чего решил выпустить их как одну единую серию игрушек для рынка США.
Hasbro работали с компанией Marvel Comics, чтобы продвигать свою серию G.I. Joe: A Real American Hero, применяя трехаспектную маркетинговую схему. Эта схема включала в себя: набор игрушек, комплект комиксов от Marvel, и мультсериал, нарисованный Marvel Productions и студией мультипликации Sunbow Productions. Эта стратегия была повторена в 1984 году для продвижения новой серии игрушек «Трансформеры».
Главный редактор Marvel, Джим Шутер, предложил идею двух враждующих фракций инопланетных роботов – героические Автоботы и злые Десептиконы. Чтобы изложить эту идею подробнее, Шутер попросил редактора Денниса О’Нила придумать имена и характеры, но работа О’Нила не оправдала ожидания фирмы Hasbro, и они просили всё переделать. После отказа О’Нила о переделке, за проект взялся редактор Боб Будянски. Быстро выполнив работу за уикенд, он представил новые имена и характеры руководству Hasbro (при этом, согласно утверждениям Боба Будянски, имя Оптимусу Прайму придумал О’Нил еще до того, как сам Будянски был привлечен к проекту). Вскоре после этого были выпущены комиксы (четыре журнала, которые выходили дважды в месяц) и пилотный мультфильм, состоящий из трёх серий.
Японский дизайнер Сохей Кохара нарисовал самые ранние модели персонажей «Трансформеров». Он сильно гуманизировал игрушечные проекты, чтобы создать больше персонажей для комикса и мультфильма. Его проекты были впоследствии упрощены Флоро Дери, который стал ведущим проектировщиком для сериала, создавая ещё много проектов позднее.
Вскоре «Трансформеры» обрели феноменальный успех и популярность по всему миру.
Культовая классика! Смотреть обязательно! Вот так можно кратко охарактеризовать оригинальный мультфильм о трансформерах «The Transformers», вышедший на экраны в 1984 году, и получивший позднее от фанов название «Generation 1» («Первое поколение»). Хоть Трансформеры, возможно, и не самый лучший мультфильм всех времен, и у них есть множество своих недостатков (это и простенькие, наивные сюжеты, рассчитанные на детскую аудиторию, и огромное количество анимационных ошибок, брака, и слишком большое количество персонажей, чьи характеры совершенно не раскрыты и т. д.), тем не менее, ни один другой мультфильм не захватывает воображение так, как этот!
К тому же сложно переоценить исключительную роль Transformers: Generation 1 среди всех мультсериалов о трансформерах. Transformers G1 был первым и до сих пор остается лучшим! Именно с G1 началось повальное увлечение трансформерами, именно G1 подарил нам историю трансформеров, описание их лидеров и их мира. Названия, придуманные в Transformers G1, дизайны персонажей, цвета и символика, характеры и озвучивание персонажей, музыка и звуковые эффекты – все это оказалось подобранным настолько удачно, что в существование Трансформеров легче поверить, чем смириться с тем, что они вымышленные.
Их мир манит и завораживает нас далекими космическими путешествиями, технологиями будущего, размахом конфликта и приключений, полной своих загадок и тайн историей древней расы инопланетных роботов, и, конечно же, главной изюминкой – способностью роботов к трансформации. Трансформеры – это один из немногих мультфильмов и фильмов, которые создают свой фантастический мир, свою Вселенную. По масштабности и оригинальности Трансформеров можно сравнить разве что с фильмами «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Терминатор» и «Аватар» Джеймса Камерона. Среди мультфильмов аналогов, пожалуй, и нет.
Но мир этот открывается нам не сразу. В начале появился лишь пилотный выпуск, состоящий из трех серий, под общим названием «More Then Meets The Eye» («Не все так просто»). Однако, едва начав смотреть эти серии, мы сразу с головой окунаемся в трансформерскую атмосферу.
Мы узнаем о далекой планете Кибертрон, которую вот уже миллионы лет населяет раса мыслящих роботов-транформеров, способных превращаться в различную технику (машины, оружие, летательные аппараты и т. д.) с одной стороны с целью маскировки, а с другой – для расширения своих функциональных возможностей. И вот уже миллионы лет на этой планете идет разрушительная гражданская война. Все кибертронское общество расколото на две враждующие фракции – Автоботов и Десептиконов.
Воинственные Десептиконы во главе с бесжалостным Мегатроном жаждут завоеваний и тотального господства, а миролюбивые Автоботы под руководством своего лидера Оптимуса Прайма пытаются их остановить.
События в сериале начинаются приблизительно 4 млн. лет назад. Именно в это время непрекращающаяся война окончательно истощила энергетические ресурсы Кибертрона. Оставшись без энергии, обе стороны оказались в тупике, неспособные окончательно победить в войне. Автоботы решили предпринять разведывательную экспедицию для поиска новых источников энергии. Десептиконы узнали об этом и бросились в погоню. Они догонали космический корабль Автоботов в поясе астероидов и взяли его на абордаж. В результате схватки оба корабля потеряли управление и потерпели крушение на доисторической Земле – корабль Автоботов со всеми пассажирами на борту врезался в бездействующий вулкан и каким-то чудом уцелел, а пустой корабль Десептиконов разбился при падении.
Долгих четыре миллиона лет трансформеры находились в деактивированном состоянии, пока в 1984 году спящий вулкан не пробудился и не включил бортовой компьютер корабля Автоботов – Телетран 1. Компьютер отремонтировал роботов, придав их альтернативным режимам вид земной техники.
Вернувшись к жизни, трансформеры продолжили свою войну теперь уже на Земле, которая вдобавок ко всему еще и стала лакомым кусочком для Десептиконов, так как оказалось, что она весьма богата энергетическими ресурсами.
Десептиконы предприняли ряд операций, пытаясь собрать как можно больше энергии и материалов для постройки нового космического корабля и, несмотря на попытки сопротивления со стороны землян, весьма в этом преуспели. Даже Автоботы сумели им помешать лишь в последний момент. Автобот Мираж проник на новый корабль Десептиконов и после взлета вывел из строя систему управления, тем самым не дав Десептиконам сбежать с Земли с большими запасами награбленной энергии.
Корабль Десептиконов упал в океан, а Автоботы остались на Земле. На этом заканчиваются пилотные серии.
Сезон 1
Успех пилотных серий послужил сигналом для выпуска полноценного сезона. Заставка, заглавная песня, вставки с меняющимися знаками Автоботов и Десептиконов между сценами стали фирменными для сериала.
Нельзя сказать, что первый сезон Трансформеров вышел чем-то выдающимся. Сюжеты всех 16 серий в основном довольно простые и сводятся к тому, что Десептиконы либо пытаются любой ценой захватить очередную партию энергии, либо изобретают какое-то устройство, способное дать им ощутимое преимущество. Автоботы, соответственно, все время становятся у них на пути. Мультфильм берет скорее своей атмосферностью и яркими центральными персонажами. Благородство Оптимуса, жестокая решительность Мегатрона, коварство Старскрима, бесшабашность Бамблби – все это вызывает интерес, симпатию и желание смотреть дальше, серию за серией. Недаром же во многих последующих трансформерских мультсериалах, уже никак не связанных с G1, их создатели вместо того, чтобы придумывать новых интересных персонажей, продолжают использовать старых, полюбившихся зрителям.
Однако, для объективности, стоит отметить, что некоторые интересные сюжетные ходы в первом сезоне есть. Так, например, уже в четвертой серии «Transport to Oblivion» («Путь в никуда»), следующей сразу за тремя пилотными, с Десептиконами на Земле связывается Шоквейв, помощник Мегатрона, которого тот оставил за главного на Кибертроне, и предлагает использовать новую межгалактическую транспортную систему «Космический мост» для доставки энергии с Земли на Кибертрон. Космический мост будет играть важную роль, как в первом, так и во втором сезоне. А ключевую идею из серий «The Ultimate Doom» («Окончательное уничтожение») даже частично позаимствовали сценаристы третьей части художественного фильма «Трансформеры» («Трансформеры 3: Темная сторона Луны»). Кроме того, постепенно вводятся новые персонажи: Истребитель (Skyfire), Диноботы, Инсектиконы, Конструктиконы.
То есть, несмотря на то, что в целом сюжеты серий простые, почти в каждой из них есть что-то новенькое. Поэтому смотреть очень даже интересно.
Сезон 2
Первый сезон показал, что мультфильмы о трансформерах пользуются огромной популярностью, поэтому второй сезон сделали в три раза больше. Он насчитывает целых 49 серий. Также у второго сезона G1 своя заставка и по-новому оформленные титры.
Но отличается второй сезон не только этим. Если в первом сезоне события разворачивались более или менее последовательно, то во втором сезоне каждая серия – это отдельная история, поэтому все серии второго сезона можно смотреть в совершенно произвольном порядке.
Во втором сезоне появляется еще больше новых персонажей. Многим из них посвящены отдельные серии, чтобы получше передать их характер. Впрочем, трансформеров в G1 так много, что уделить достаточно внимания каждому практически не реально. Но отметим, что попытка была предпринята.
Главным недостатком сезона является наличие нескольких совершенно бредовых серий, в которых трансформеры то сталкиваются с Атлантами (живущими под водой зелеными человечками), то попадают в прошлое времен короля Артура, то оказываются на острове, который похож на «Затерянный мир» Артура Конан Дойля, то уменьшаются до микроскопических размеров и отправляются исследовать внутренности Мегатрона, то попадают на планету великанов, на которой они сами выглядят, как игрушечные роботы, то превращаются в русалок, пройдя через магический колодец и т. д.
С другой стороны, в сезоне есть несколько очень важных, можно даже сказать, ключевых серий с точки зрения информации о Кибертроне и истории трансформеров. Это серии: «Desertion of the Dinobots» («Дезертирство Диноботов» – часть 2), «The Search for Alpha Trion» («В поисках Альфа Триона»), «The Key to Vector Sigma» («Ключ от Сигма Компьютера» – обе части), «War Dawn» («На заре войны») и некоторые другие.
Именно серии, подобные перечисленным в предыдущем абзаце (а такие еще будут и в третьем сезоне), делают «Трансформеров» не просто мультфильмом, а целой фантастической Вселенной. Так что главная ценность этого сезона заключается как раз в том, что нам впервые представляется возможность взглянуть повнимательнее на мир трансформеров и оценить древность и трагичность его истории.
Трансформеры: Кино
После окончания второго сезона, летом 1986 на экраны кинотеатров вышел полнометражный мультфильм Трансформеры: Кино (Transformers: The Movie), которому посвящена отдельная страница на нашем сайте. The Movie стал поворотным пунктом в истории трансформеров. События в нем разворачиваются спустя 20 лет после конца второго сезона (на тот момент в будущем, в 2005 году). Погибают основные персонажи, вместо них появляются новые. Мы узнаем о существовании Юникрона, Квинтессонов и Матрицы Лидерства, которые будут играть важную роль в последующем третьем сезоне.
В The Movie, несмотря на гибель Оптимуса Прайма, Автоботам удается одержать победу над Юникроном и Десептиконами и вернуть Кибертрон себе. Новым лидером становится Родимус Прайм, который провозглашает новую эру трансформеров.
Мультфильм заканчивается на позитивной ноте и вполне мог быть концовкой всей трансформерской саги, но было принято решение снимать продолжение.
Сезон 3
Продолжение это, в виде третьего сезона, сильно отличается от всех предыдущих серий. На этот раз сменились не только заставка и титры, но и сам сериал радикально сменил направленность. С появлением нового сценариста Флинта Дилла (Flint Dille) сериал взял курс на научно-фантастическую ориентацию, с более мрачным сюжетом. Основное его действие происходит уже не на Земле, а на других планетах и в космосе.
Мнения фанов о третьем сезоне разделились. Кому-то он не нравится, а для кого-то, наоборот – самый любимый. Одно можно сказать с уверенностью – это был довольно смелый шаг вперед, поэтому неудивительно, что он столкнулся с консервативной критикой. Ведь многим фанам не хватало старых персонажей, особенно Оптимуса Прайма, который к тому моменту стал настоящей иконой трансформеров. Многие были недовольны новым лидером Автоботов – Родимусом. Но в основном только потому, что он – не Оптимус. Некоторым не нравилось и сумасшествие лидера Десептиконов Гальватрона. Да и вообще слишком много было тех, кто хотел, чтобы все было по-старому.
Жаль, что создатели сериала в итоге пошли на поводу у фанов и сдали назад, вернув Оптимуса в концовке третьего сезона (предположив, видимо, что падение интереса к трансформерам было вызвано именно его отсутствием), вместо того, чтобы и дальше развивать сюжет трансформеров, попутно улучшив качество анимации.
Ведь, наверное, главной проблемой третьего сезона G1 было ужасное качество рисунка во многих сериях и огромное количество брака. За что можно сказать отдельное «спасибо» корейской студии мультипликации AKOM.
В плане сюжетов третий сезон, наверное, самый взрослый. Тут почти нет совсем уж детских серий, которыми так богат второй сезон. Исключение составляют разве что «Carnage in C-Minor» («Схватка на Си-минор») и «Madman's Paradise» («Рай для сумасшедшего»). А вот такие серии, как четвертая часть «The Five Faces of Darkness» («Пять ликов тьмы»), «Forever Is a Long Time Coming» («До будущего ещё далеко»), «The Dweller in the Depth» («Обитатель недр»), «Call of the Primitives» («Зов из глубины веков»), наоборот, раскрывают нам много новых фактов о мире трансформеров.
Сезон 4
К 1987 году рейтинги мультсериала упали, и Hasbro прекратила его финансирование. Сериал закончился выпуском урезанного до трех серий четвертого сезона под общим названием Rebirh (Возрождение). До сих пор не известно, планировалось ли что-то большее или нет. Но существует множество мифов о том, каким должен был быть четвертый сезон на самом деле. Не стоит эти мифы воспринимать серьезно, и пусть вас не вводит в заблуждение заставка четвертого сезона. Хоть там и есть вставки более качественной анимации, но это отнюдь не свидетельствует о том, что весь четвертый сезон планировался таким. На самом деле эти вставки взяты из рекламы игрушек.
Четвертый сезон был написан Дэвидом Вайзом (David Wise), который умудрился втиснуть в три серии множество новых персонажей и событий. К сожалению, вышло все это очень скомканным, сумбурным и сырым. Да и сама концепция Хедмастеров, которая представлена в этих сериях, не вызывает восторга.
Конечно, это все еще серии старого доброго G1, более того, это подводящие итог всему сериалу заключительные серии. Но, честно говоря, луче бы их вообще не снимали. В данном случае поворот был явно не туда. Даже японские Хедмастеры смотрятся куда более вменяемым продолжением G1, чем Rebirth.
Жаль только, что японцы вместо того, чтобы сделать плавный переход, учитывая события Rebirth, но постепенно поворачивая новый мультсериал в нужном им направлении, предпочли просто его игнорировать, поставив фанов перед необходимостью выбирать какое-то одно из этих двух продолжений.